Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Откуда берётся талант

Что есть «талант»: дар божий, опыт и знание или генетическая аномалия?

С древнейших времен людям было очевидно, что между ними есть отличия, что наряду со среднестатистическими личностями существуют и неординарные. Эту неординарность обозначали по-разному, но в настоящее время чаще всего для этого используют слово «талант». Оно имеет библейское происхождение, но в настоящее время имеет общекультурное употребление и не связано с какой-либо религией или философией.

Во все времена философы уделяли проблематике природы таланта много внимания. Так, в античном мире данную проблему изучал Платон, в средние века ею занимались религиозные мыслители, такие, например, как блаженный Августин, в эпоху Возрождения и Новое время  — это были Дж. Локк, Д. Дидро, Э. Шефтсбери и многие другие,  в Новейшее время проблемой природы таланта занимаются и ученые, и психологи, и генетики.

Получается, талант можно определить как способности человека, которыми наградил его Бог. Талант человеку дан исключительно для благих дел. Этот подход является демократичным. Все люди талантливы в той или иной степени. И талант можно и нужно развивать и совершенствовать.

Оценить данную точку зрения сложно, так как она не научная и, соответственно, не может быть доказана. Это – вопрос веры. Необходимо только отметить, что она не исключает другие, поскольку Бог действует в мире не только и не столько личным вмешательством, сколько посредством созданных талантов.

Рассматривать талант, как суммарное накопление опыта и знаний человечества, можно, так как опыт существует и весьма важен, но в понятии «талант» отражается и совсем иная реальность, которая подчеркивает способности.

Если гены воспринимаются как один из механизмов передачи тех или иных биологических предрасположенностей (к музыке, к математике, но также и к болезням и т. д.), то такой подход следует признать.  Ничего принципиально нового в проблему понимания таланта он не приносит, а лишь уточняет механизм наследственности, позволяет более точно описать процесс передачи биологических предпосылок таланта.

Если же гены считают главным и даже единственным фактором, обуславливающим талант, то необходимо со всей решительностью отвергнуть такой подход как очередное проявление биологического редукционизма, попытку свести все многообразие факторов к биологии и даже уже – к генетике. Для подобных суждений нет никаких оснований.

В самом деле, представим себе, что рождается ребенок с выдающимися математическими способностями, но как Маугли, живет и воспитывается среди животных. Где же тогда окажутся его способности и талант? Нигде! Они так и останутся нереализованными: волки не пользуются математикой.

Какой из этого следует принципиальный вывод? Только живя в обществе, пройдя процесс социализации (инкультурации) возможно реализовать свой биологический потенциал.

Более того, общество не только определяет возможность такой реализации, но определяет и направление этой реализации. Если талантливый человек родится в Средние века, то станет выдающимся богословом, как Моисей Маймонид. Если родится в Германии середины XIX века, то «станет» Карлом Марксом, а еще чуть погодя и вовсе Зигмундом Фрейдом. И это далеко не провинциальные по влиянию на человечество таланты, что не может не волновать и не заставлять задумываться об ответственности таланта как феномена. Чем обусловлены различия в продукции, предлагаемой человечеству талантливыми людьми? Генами? Конечно же, нет: с точки зрения генетики они все талантливы. Другое дело, как воплощается талант. А воплощается этот талант по-разному.

Возможно, это уже другой вопрос — не происхождения таланта, а его реализации, но это возражение может сделать только весьма недалекий «биологизатор», который не понимает принципиально важную вещь: человек есть биосоциальное существо, в человеке биология всегда опосредована культурой и обществом.

Еще в XIX веке английский ученый Фрэнсис Гальтон предпринял попытку выяснить, откуда берется талант. Он собрал огромное количество статистики и исследовал по историческим материалам родственников талантливых людей от Александра Македонского до выдающихся математиков и биологов своего времени.

Ученый пришел к выводу, что наблюдается прямая корреляция между наследственностью, способностями детей и расцветом талантов происходит в зрелом возрасте.  Кроме того, иногда дети с синдромом Аспергера или с высокофункциональным аутизмом имеют высокий интеллектуальный уровень развития, например, их IQ  равен 150.

Гениальность всегда считалась аномалией. Если человек гениален в какой-то области, так в чем-то он будет слаб. Эйнштейн не мог учить иностранные языки, к тому же у него были проблемы с орфографией, а известный физик Ричард Фейнман был слаб в некоторых предметах. Проанализировав литературу можно сделать вывод, что все великие  достижения  есть отклонения от нормы.

Вообще же, тот или иной талант есть у каждого человека. И это не просто утверждение, требуемое принципами гуманизма: многолетние экспериментально-педагогические исследования, проведённые в СССР в 50-е 60-е годы советскими учеными А.И. Мещеряковым и И.А. Соколянским, показали, что каждый человек обладает задатками каких-либо талантов от рождения, а степень их развития полностью обуславливается воспитанием человека.

В завершении, выделим основные аспекты, рассмотренные в статье:

  1. рассмотрена проблематика природы таланта человека различными философами;
  2. охарактеризован талант человека как суммарное накопление им опыта и знаний;
  3. осмыслена корреляция между наследственностью, способностями детей и расцветом талантов, который происходит в зрелом возрасте человека.

 

С известной степенью уверенности, можно сказать, что у талантливых, много работающих над собой (этически, физически, духовно – родителей) рождаются талантливые дети. Одаренность может передаваться генетически. Разглядеть ее в ребенке и создать условия для раскручивания механизма одаренности — есть задача родителей.

С другой стороны, наличие генетической предрасположенности (талантов, способностей) у ребенка, конечно, имеет место быть, но никто не отменял и саму необходимость развития таланта ребенка – подростка – взрослого человека в течение всей жизни.

Автор: Каролина Кречетова

Источник: http://xn--80aawjih6cs.xn--p1ai/article/133643/
химчанка.рф

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *