880 участников из 36 стран в этом году представили свою продукцию на Международном авиационно-космическом салоне, который в 13-й раз традиционно проходит в Жуковском. Посетителей, по официальным данным, было 452.800 человек.
Это подтверждает высокий интерес к мероприятию среди россиян. А вице-премьер Дмитрий Рогозин похулиганил в своём Фейсбуке: «Если Вам понравился Международный аэрокосмический салон в Жуковском, новая продукция Военно-промышленного комплекса России, поставьте лайк». Пост набрал 2,7 тысячи «лайков» и 102 репоста.
Однако были и такие иностранцы, которые специально приехали в Жуковский ради зрелища. Познакомились с компанией чехов, бывших лётчиков, которые с трудом сдерживали свой восторг после наблюдения за полётами: «У нас тоже проводятся авиашоу, но сравнения не в нашу пользу. Русские лётчики и самолёты — это что-то!».
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной…
МАКС в этом году стал очень выгодным для продавцов плащей-дождевиков. Ведь практически каждый день в период работы Салона идут сильные дожди. Посетители, не имеющие при себе защитную одежду, вынуждены укрываться от ливня и пакетами от еды, и газетами, и даже резиновыми ковриками, которые они явно принесли с собой, чтобы расположиться на лётном поле и следить за демонстрационными полётами асов. Видела даже, как мамы укрывают детей своими юбками.
Погода вносит изменения и в расписание полётов. Шоу не может проходить во время грозы, поэтому его приостанавливают. Люди расстраиваются и собирают вещи на выход: «Посмотрите, что творится. Больше никто сегодня не полетит!», — почти плачет мокрый насквозь мужчина с ребёнком. Но организаторы не спешат с выводами. По громкой связи просят соблюдать порядок и подождать результатов разведки погоды. Самолёт с метеорологическим оборудованием уже вылетел – рёв его моторов доносится с небес. Проходит ещё 20 минут, и ведущий объявляет о продолжении лётной программы. Кто не успел уехать, а покинуть аэродром «Раменское» совсем непросто, возвращаются на лётное поле, расстилают одеяла, ставят туристические столы и кресла, натягивают полиэтиленовые чехлы на детские коляски и включают камеры.
Русская Валькирия
В небе Светлана Капанина, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте по высшему пилотажу, лётчик-инструктор «ОКБ Сухого», наша прославленная лётчица на самолёте «Экстра-300». За непревзойдённое мастерство и достижения в авиации ей собираются поставить памятник. Правда, в Китае, не на родине. Зато прижизненный. Одно из самых популярных её прозвищ в мире вынесено в заголовок. Светлана взмывает на своём спортивном моноплане ввысь и начинает демонстрировать пилотаж, от которого всё поле громко вздыхает. Потому что кажется, что каждая «петля Нестерова» может стать последней. Или штопор из «управляемого» превратится в неуправляемый. Настолько рискованно маневрирует лётчица. Но выступление закончилось, как обычно, хорошо. Довольная публика благодарит Свету и машет руками.
Скажите, как его зовут?
На взлёт выкатывается четвёрка самолётов Т-50 — тяжелых многоцелевых истребителей пятого поколения. У этих самолётов очень длинное название -перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации — ПАК ФА. Рёвом турбин они оглушают зрителей и вызывают вибрацию земли. Ушли. Через несколько минут в небо Раменского возвращается пара, а два других борта бражируют в зоне ожидания. Прилетели тихо, на малых газах. И начали демонстрировать элементы воздушного боя с полной боевой нагрузкой на минимальных дистанциях. Сложно назвать массу одного самолёта в небе, так как в открытых источниках информация о нём с пометкой «приблизительно». Но математика примерно такая: возможная масса самолёта 18,5 т + 12,5 т топлива + 7 т вооружения = 38 т.Именно по причине засекреченности ПАК ФА отсутствует на статичной экспозиции Салона. Вскоре присоединяется вторая пара Т-50. И уже вчетвером они показывают высший пилотаж — полеты на предельных углах атаки, движение на минимальной скорости и пр.
Ну а девушки потом
Между тем, солнце уходит за тучи, и начинает накрапывать дождь. А ведущий объявляет: «К нам летят «Русские витязи», но по ходу полёта тяжёлые метеоусловия, поэтому придётся их подождать». Несколько минут перерыва, небо снова ясное. И на взлёте пилотажная группа «Первый полёт» из-под Серпухова. Их выступления сопровождаются старыми советскими песнями – «Маршем авиаторов», «Потому что мы пилоты», «Пора в путь-дорогу» и другими. Поршневые самолёты – тихоходы, поэтому музыка слышна хорошо. Их ещё называют «летающими партами», потому что они учебно-тренировочные.
Солирует лётчица Ирина Маркова. В её программе и спирали, и петля Нестерова, и управляемый штопор. Это когда кажется, что самолёт падает, вращаясь вокруг своей оси, до предельной высоты снижения, а потом плавно уходит ввысь и оттуда машет крылом. Затем собирается вся группа – 5 самолётов – и показывает «Зеркало», различные перестроения, а на сладкое рисует в облаках сердце со стрелой. Весёлое получилось выступление.
Нам разум дал стальные руки-крылья
Ведущий объявляет: «Калилюмов Женя 4 лет ожидает родителей в опорном пункте». Вообще за время работы МАКСа дети-потеряшки, к сожалению, нередкое явление. Родители так увлекаются зрелищем, да и горячительным не пренебрегают, что дети убегают, а Росгвардия их ищет, находит и возвращает безответственным папам и мамам.
И вот прилетели «Русские витязи» на новеньких СУ-30СМ.Свежие машины позволили им выполнять ещё более рискованные трюки.Но и более зрелищные. Это единственная в мире пилотажная команда, показывающая групповой высший пилотаж на тяжелых строевых истребителях. Начинают выступление, а по громкой связи транслируются реальные переговоры лётчиков. Фотографировать их невероятно тяжело – скорости не позволяют. В объективе проносятся так стремительно, что пока нажимаешь на спуск, уже нечего снимать – все улетели. Конечно, в небе Жуковского они не на сверхзвуке, иначе все близлежащие дома останутся без остекления. Но рёв достойный. Самолёты так сильно сближаются в фигурах высшего пилотажа, что с земли кажется, столкновение неизбежно. Но… всё в порядке. Асы своё дело знают. Громкий зрительский возглас«ах» звучал на поле и в шале неоднократно.Выступление заканчивается. Пилоты благодарят всех, кто смотрел, за внимание и поддержку по громкой связи, а посетители свистят, кричат «ура» и в воздух подбрасывают нет, не чепчики, другие головные уборы. Ведущий включает нервную, как нож по стеклу, композицию «Зима» Антонио Вивальди из цикла «Времена года». Все, кто видел, что творили «Русские витязи» в небе, с помощью музыки выходят из транса.
Арабское золото
Красивое шоу показала арабская пилотажная группа FursanAlEmatar– «Рыцари пустыни». На итальянских учебно-тренировочных самолётах Aermacchi MB-339 лётчики из ОАЭ радовали публику. Машины в чёрно-золотой ливрее, символизирующие нефть и песок, – символы арабского мира. Они выступают 7 самолётами в связке 5+2, то есть пилотаж демонстрируют вдвоём, впятером, всемером. Скорости у них, конечно, ниже, чем у «Русских витязей», «Стрижей», «Соколов России» и «Руси» — наших самых знаменитых пилотажных групп. А зрелищность не за счёт рискованных трюков, а за счёт ярких красок на роспусках и рисования оригинальных фигур, например, пальмы. Вообще, они большие молодцы, многого добились. Ведь FursanAlEmatar была образована только в 2008 году. Ну и не побоялись принять участие в российском мероприятии, потому что, кроме них, единственные иностранцы — «BaltikBeesJetTeam» — «Балтийские пчёлы» из Латвии. Теперь к нам не прилетают ни американцы, ни французы, ни англичане, в отличие от предыдущих МАКСов. Война миров в самом разгаре. Кстати забавный эпизод: выезжаем с парковки, двигаемся в сторону города, но почему-то ДПС перекрывает движение. Через несколько секунд становится ясно: один из «рыцарей» заблудился и выехал на проезжую часть. Чтобы не случилось страшного, остановили автомобили, дали возможность беглецу собраться с мыслями и вернуться на место.
Блеск и нищета
Статичная экспозиция демонстрирует наши былые авиационные заслуги: красавец Ту-144 – прямой конкурент «Конкорда», Ту-155 – самолёт с криогенным двигателем. Пока в 1980–е европейские «партнёры» обсуждали возможность построения такого самолёта, наша делегация взяла и прилетела на готовом на авиасалон во французский Ле Бурже в 1988 г. Но в 1990-х разработка, опередившая своё время, была убита, как и почти вся отечественная гражданская авиация. Boeingи Airbusбыстренько поделили нишу на международном и внутреннем рынках и были таковы. До военной индустрии руки у «авиагробовщиков» не дошли до основания – просто не успели. И была ещё одна важная причина – военная авиация приносила огромные деньги от экспорта. Сложно было разрывать международные контракты так резко. Да и конкурентов, кто давил бы, особо не было.
Демонстрировался один из немногих оставшихся в живых со времён Великой Отечественной войны штурмовик Ил-2. Ещё и полетал.
Были стратегические бомбардировщики-ракетоносцы ТУ-95 «Медведь» и Ту-160 «Белый лебедь», выполняющие боевые задачи в Сирии.
Боевые вертолёты Ми-8, Ми-26, Ка-32 пилоты заботливо укрывали от солнца. Машине загар вреден.
На экспозиции были представлены несколько разработок спортивных и учебно-тренировочныхсамолётов. Смоленский КБ САТ показал СР-10 с отрицательной стреловидностью крыла. Это частный проект без участия госфинансирования. Самолёт участвовал в демонстрационном полёте, но из-за бюрократических нюансов высший пилотаж показать не разрешили. И Магомед Толбоев, сам в прошлом лётчик-испытатель, уверен: «СР‑10 – вот идеальная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта. Кабина пилотов по размерности, объёму и обзору специально соответствует нормативам боевой авиации. Предусмотрена возможность подвесок вооружения для учебных стрельб и пусков ракет».
Разработка МАИ — одноимённый сверхлёгкий многоцелевой самолёт МАИ-114 – построен в Кизляре на электро-механическом заводе. Обшивка сделана из наилегчайшего композитного материала. Это сразу даёт самолёту фору перед конкурентами. Которых и так немного.
Пилотируемые и беспилотные автожиры показывали маневренность в небе и совершенство линий на земле. Автожир, он же гирокоптер, он жегироплан это винтокрылый летательный аппарат. Хорош тем, что не сваливается в штопор, устойчив к турбулентности и сильному ветру, на нем можно взлететь практически в любых метеоусловиях. На такой машине можно полетать на аэродроме в авиацентре «Воскресенск».
Сейчас очень медленно, но верно страна взяла курс на возрождение отечественного авиапрома вопреки лоббистам из зарубежных авиаконцернов. Полетел МС-21-300, продаётся в Мексику «Сухой Superjet»,выделены средства на создание Ил-114-300 и Ту-214, планируется воссоздать серийное производство ИЛ-96.На таких летает президент Путин.
Тема совместного российско-украинского лайнера Ан-148 закрыта «в силу рисков с Украиной», как заявил глава ОАКЮ. Слюсарь, — «текущий контракт по этому самолету также выполняется с трудностями. Украина нам все сильнее и сильнее в этом смысле заворачивает возможности поставки».
Глава делегации «Рособоронэкспорта» Сергей Ладыгин сообщил журналистам, что «интерес к российской боевой авиации резко возрос с началом операции ВКС России в Сирии. Наибольшим спросом у иностранных заказчиков пользуются самолеты Су-30, Су-35, а также вертолеты Ми-28НЭ, Ка-52 и Ми-17».
Заместитель министра обороны Ирана генерал АбдулкаримБанитараф подтвердил приобретение зенитных ракетных систем С-300. Другие иностранцы, которые приняли решение о покупке нашей техники — Беларусь, Египет, Казахстан, Китай, Мексика, Сербия, Таиланд и др.
Как сообщает пресс-служба Минпромторга: «Объем контрактов и соглашений о намерениях оценен в 400 млрд рублей».
Сейчас модно сводить дебет с кредитом. По окончании Салона возникла в информационном поле дискуссия на тему: «Во сколько обходится проведение каждого МАКСа государству, и оправдывает ли цель средства?». Бухгалтерский подход здесь неуместен. Потратили 1000 рублей, на аренде отбили 500. Это вопрос престижа страны не только на мировой арене, но и в умах граждан. Мы не гости на МАКСе, а хозяева. Это наши инженеры, конструкторы создали уникальную технику, квалифицированные рабочие собрали во многом вручную, а непревзойдённые пилоты подняли её в небо. Это развитие научной мысли, передача знаний и опыта от старшего поколения младшему,сотни тысяч рабочих мест. Конкуренты, наступающие на пятки, и «диванные» специалисты заставляют совершенствовать технологии, уходить всё выше и выше. Поэтому вложены деньги не в штат Салона, а в будущее страны, в людей, которые с детства впитывают славные традиции. И увидев достижения своей Родины, они не станут жертвами общества потребления. А научатся мечтать с умом.
Быть или не быть
И ещё один острый вопрос стоит на повестке дня. Группа высокопоставленных чиновников хочет перенести МАКС из Жуковского в Кубинку. С этим категорически не согласен почётный президент Салона, Герой России Магомет Толбоев: «Представьте, что вы мать, а у вас отнимают ребенка». Жуковский – город-наукоград, где сосредоточены профильные авиационные НИИ, испытательные базы, живут и работаютинженеры, конструкторы, лётчики. Все они вносят лепту в жизнь МАКСа. Под выставку создана инфраструктура, раскручен бренд. Кубинка – военный аэродром, в связи с этим некоторые компании могут отказаться от участия, мотивируя запретами о военном сотрудничестве с Россией. В первый день работы МАКСа к Президенту, который посетил этот стратегически важный праздник, пробились лётчики-испытатели, которые объяснили нецелесообразность переноса Салона в другое место: «Владимир Владимирович, крик души есть на 30 секунд». Роман Таскаев, один из обратившихся, сказал, что в Жуковском «достаточная по площади территория, развитая инфраструктура и должный уровень безопасности».
К тому же возникнут сложности с транспортировкой самолётов, которые входят историческую экспозицию. Их невозможно будет перевезти, не распилив на части. А это значит, утрата наследия. Президент, сказал, что не знал таких тонкостей и пообещал разобраться.
Несмотря на переменчивую погоду и политические казусы, хороший получился праздник. Посетителям теперь остаётся лелеять приятные воспоминания, а кому-то работать – обеспечивать контракты.
Источник: http://xn--80aawjih6cs.xn--p1ai/article/138163/
химчанка.рф
Будьте первым, кто оставит комментарий!