Press "Enter" to skip to content

Цена невнимания, или Подростки в объективе

В марте этого года четырнадцатилетняя химчанка приняла решение покончить с собой. Она выбросилась из окна родительской квартиры. Казалось бы, девочка воспитывалась в благополучной семье. Осталась лишь предсмертная записка, скрывающая причины того, почему вдруг школьница решила свести счеты с жизнью… Типичный подростковый суицид. Увы, далеко не первый.

Памяти Екатерины Цыганковой, 15-летней хоккеистки из Южно-Сахалинска, посвящена песня Эли Чавес, за две недели набравшая более миллиона просмотров на YouTube. Снятый в Москве и Нью-Йорке летом этого года клип похож на короткий приключенческий фильм. Он повествует о судьбах четырех молодых людей, о которых певица «рассказывает», идя по улицам Манхеттена. Прошлой зимой история Кати наделала много шума: то ли из-за проблем с мальчиками, то ли из-за ссоры с родителями или с лучшей подругой девчонка выбросилась с 18 этажа и разбилась. В предсмертной записке она говорила о том, что «устала жить». В клипе Эли Чавес героини, доведенные до отчаяния, в отличие от своих прототипов, останутся в живых.

С каждым годом возраст подростковых суицидов молодеет, и сейчас это уже 12-19 лет. Такой уход из мира стоит на втором месте после несчастных случаев. Согласно статистике, ежегодно каждый двенадцатый молодой человек (14-19 лет) пытается совершить попытку уйти из жизни самостоятельно.

О проблеме подросткового суицида мы поговорили с директором Центра психолого-медико-социального сопровождения «Успех», кандидатом педагогических наук Н.Ю. Кунаковой.

Возможные мотивы:

  • Поиск помощи. Большинство людей, думающих о суициде, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (внимание, любовь и т.п.) или же освободиться от проблем, от чувства страха и отчаяния.
  • Безнадежность. Жизнь кажется бессмысленной, потеряны всякие надежды и на будущее рассчитывать не приходится.
  • Множество проблем, которые кажутся глобальными и неразрешенными.
  • Попытка сделать больно близкому человеку: «Они меня еще пожалеют».
  • Самоубийство как показатель мужества и силы.

 

– Наталья Юрьевна, что есть суицид?

– Суицидом считается акт самоубийства, который совершается в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Это осознанный уход из жизни под воздействием острых травмирующих ситуаций.

Стоит помнить, что единого портрета «суицидального подростка» не существует. Это может быть ребенок и из обеспеченной, и из неблагополучной семьи с низким достатком. Причиной такого поступка крайне редко бывает какое-то одно событие. Как правило, это чаша, которая с каждой каплей наполняется всё больше и больше. Таким образом, причинами становятся ряд неудач, отсутствие способности увидеть выход из ситуации, решить что-то.

Признаки поведения ребенка, которые должны насторожить взрослых

1. Проблемы со сном, потеря аппетита, апатия, депрессия.

2. Склонность к уединению и отчужденности, плач без причины.

3. Резкие изменения во внешности и поведении, побеги из дома.

4. Злоупотребление алкоголем, чрезмерная деятельность (присутствие эйфории).

5. Утрата интереса к любимым занятиям, чувство тревоги и безнадежности.

6. Членство в какой-либо группировке или секте.

7. Разговоры о смерти, записи о самоубийстве, рисунки в черном цвете.

8. Раздача вещей, имеющих большую ценность, завершение своих дел.

9. Высказывания суицидальных намерений.

 

К любым словам о желании покончить с собой, даже к шутливым мыслям о смерти стоит относиться со всей серьезностью!

Особо хочется отметить необходимость контроля со стороны родителей в вопросах общения в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Твиттер», «Фэйсбук» и других, где в подростковой среде легко распространяется масса негативной информации асоциальной направленности, в том числе суицидальные настроения:

▬           «Если бы я сейчас умер, мои родители пожалели бы, что относились ко мне так плохо…»

▬           «Лучше умереть, чем так дальше жить…»

▬           «Я устал от жизни…»

▬           «Вам без меня будет лучше…»

▬           «Вам не придется слишком долго меня терпеть…»

Эти высказывания для случайного наблюдателя могут показаться не связанными с самоубийством. Но следует подчеркнуть, что именно они используются в пресуицидальных беседах и записках. Угрозы могут превратиться в действия. Вместо пассивного принятия непреодолимых трудностей возникает активная декларация независимости: смерть от своих рук. Юнец как будто кричит: «По крайней мере, я сумел сделать хотя бы это!».

– Какое впечатление произвел на вас клип?

– С художественной точки зрения он очень привлекателен для целевой аудитории. Я имею в виду и детей, и взрослых. Моя первая реакция на увиденное – грустное удивление. Здесь явно показано противостояние мира взрослых со своими нормами и правилами и мира подростков со своими ценностями. Очевидна и содержательная идея клипа – помочь может только тот, кто сам прошел через боль пережитого и при этом остался верен себе. Авторы идеи сюжета говорят о том, что молодому человеку всегда легче поделиться своей проблемой со сверстниками и ждать понимания именно от них, а взрослые (родители, педагоги) представлены если не враждебными, то безразличными, ориентированными на формальные, социально одобряемые нормы поведения. Позитивные призывы к здравому смыслу в конце ролика, безусловно, реабилитируют сцены суицидального поведения как следствия переживаемых трудностей.

– Помогает ли подобная видеопродукция молодежи переживать кризисы?

– Безусловно помогает, так как обозначает их в явном виде как жизненные ситуации, которые могут произойти с каждым. Но об этом лучше спросить у самих подростков. Чтобы получить обратную связь, с ними надо общаться. Видеоматериал предполагает продолжение разговора об отношениях взрослых и детей, о кризисах отношений и ценностей. В этом смысле просмотр клипа играет важную роль. Возможно, кто-то из родителей или учителей узнает себя и по-другому посмотрит на свои отношения с подростком. Надеюсь, что не все взрослые такие, какими видят их авторы ролика. Однако даже у очень любящих родителей случаются конфликты с детьми, которые можно назвать конфликтами ценностей. Хочется сказать всем мамам, папам и педагогам: не обесценивайте потребности и достижения своих чад, научитесь их слушать и слышать и оказывайте психологическую поддержку в ситуациях, когда они психологически травмированы, не говоря при этом: «Ты сам виноват…». Об этом можно прочитать на нашем сайте в рубрике «Счастливые родители».

Хорошие взаимоотношения детей с родителями уменьшают риск суицида до 1%, постоянные ссоры ведут к увеличению этого риска до 18%.

– Какие проблемы «популярны» среди современных молодых людей?

– Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на «неуправляемость» детей и подростков: на уроках шалит, нахамил учительнице, избил товарища… Мамы, папы просят проверить, всё ли у ребенка в порядке с психикой, начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле ситуация гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штаны. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть отругают, но зато и увидят, что у них есть сын или дочь! И как это ни цинично и ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью – наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть. Вернее, был…

Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия). Мол, сделай то-то и то-то, иначе я застрелюсь, повешусь, брошусь под поезд… И бич демонстративных самоубийц – случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля, случайно оказался скользким перрон… А они-то хотели только попугать! Можно, конечно, добиться своего другими способами. Но беда практически всех решившихся на такой шаг в том, что они точно так же глухи к окружающим, как окружающие к ним. Поэтому-то чаще всего и не получается конструктивного диалога.

– Если есть демонстративный уход из жизни, то…

– Скрытый суицид – удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути они найти не могут. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость… Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что такие действия опасны для жизни, как правило, именно этой опасности они и жаждут.

– Что вы посоветуете родителям?

– Если ваш ребенок начал вести себя слишком рискованно – это повод прислушаться к его проблемам. Ничего, что он вполне может быть сильной личностью – скорее всего, ему просто не хватает душевного тепла и понимания. Учтите, что скрытый суицидент чаще всего сам вам никогда не пожалуется – большинство из них, как правило, мужчины, а мужчинам у нас «плакаться кому-то в жилетку» не принято. Именно поэтому, кстати, среди клиентов психотерапевтов примерно четыре женщины на одного мужчину, а в статистике суицидов – четверо мужчин на одну женщину.

– Ваш Центр предпринимает какие-либо меры для профилактики психологических проблем?

– Весной 2013 года в Химках состоялся круглый стол по проблемам профилактики нарушений психологического здоровья школьников. Я рассказала о проведенном в нашем Центре исследовании параметров психологического здоровья подростков. Ключевым из них является позитивный образ «Я». В обследовании участвовали ребята 11-14 лет, посещающие занятия по рекомендации городской психолого-медико-педагогической комиссии.

Вот как выглядит «Образ Я» у наших подростков:

ü     позитивный (веселый, миролюбивый, шутник, спорщик, болтун, помогающий, хороший человек, добрый, застенчивый, не дерусь, уверенный в себе) – 40%;

ü     негативный (наглый, «огрызок», злой, люблю драться) – 30%;

ü     неопределенный (не очень умная, не очень красивая, не такой активный, иногда плохо себя веду, средний по уму, занимаюсь борьбой, обычный подросток, нормальный) – 40%.

Психологический портрет можно дополнить еще несколькими характеристиками:

  • сильный разрыв во временном пространстве, не видят себя в будущем;
  • размывание времени;
  • уход от близких взаимоотношений;
  • низкая способность к продуктивной учебе;
  • отсутствие либо вычурность идеалов для подражания;
  • закрытость к новому опыту.

Психологи Центра разработали более 10 программ социально-психологической помощи подросткам, испытывающим трудности в личностном развитии, обучении и школьной адаптации. Самыми востребованными можно назвать «Зеркало перемен», «Тропинка к своему Я» и «Подростковый киноклуб». Мы используем в работе с ребятами эффективные методики и технологии сопровождения, направленные на формирование у них положительного образа Я, развитие потребности в самопознании, реабилитацию неуспешного ученика в глазах семьи и образовательного учреждения. Наша главная цель – укрепление психологического здоровья детей. Кроме того, специалисты Центра занимаются со школьниками по программам логопедической и дефектологической направленности, помогая преодолевать трудности в освоении общеобразовательной программы. Ежегодно в Центре «Успех» услуги по психолого-педагогическому сопровождению получают более 500 химчан. А с сентября 2013 года мы открыли новое подразделение «Служба сопровождения замещающих семей».

Скоро Новый год, и я желаю всем читателям успехов, ведь успех – это право, данное каждому от рождения.

Автор: Ирина Фурсова

Источник: http://xn--80aawjih6cs.xn--p1ai/article/26081/
химчанка.рф

Be First to Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *